ВОСПОМИНАНИЯ НЕЛИ САВВАТЬЕВНЫ КУЗИНОЙ (ВОРОНОВОЙ)
“В нас школьный дух неугасим"
Передо мной на столе два дорогих моему сердцу фото – моих одноклассников и учителей КСШ 50-х годов.
Чем дольше живу, тем больше жалею, что мало расспрашивала свою маму Кузнецову Евдокию Николаевну об учителях моей школы. Приходится надеться на свою память.
Посмотрела внимательно фото учителей и удивилась: средний возраст учителя КСШ тех лет 30-40лет - совсем молодой коллектив!
Нашему выпуску повезло – в начале 50-х годов в Кежемскую школу приехали молодые специалисты. Многие из них – выпускники Ленинградского пединститута. Это было событие! Молодые, симпатичные, красиво и со вкусом одетые, …загадочные. Мы привыкали к ним.
«Да и они тут обвыклись,
В кедровом нашенском краю.
Я не смеюсь, не зубоскалю,
Нет-нет, я гимны им пою».
Директором школы 1950 – 1954 годов был Воронов Савватий Савватьевич (32 года) – мой отец. Коренной кежмарь. Закончил Канское педучилище. До войны работал зав. РОНО. В первые годы войны по приказу Сталина у учителей была бронь. Но в 1943 году его мобилизовали. Учился в военном училище Ачинска. Готовили офицеров. После демобилизации с 1945 году работал директором Проспихинской семилетки, где в то время жила его семья: жена и двое детей. В 1950 году его назначают директором Кежемской средней школы.
Савватий Савватьевич был начитан, образован, эрудирован. Сельчане любили его слушать, он рассказывал просто, ярко, интересно, хорошим русским литературным языком. В школе преподавал русский язык и литературу. В 1954 году его назначили редактором газеты «Советское Приангарье». В 1959 году семья уехала из Кежмы. Заочно он окончил учительский институт и всю жизнь был учителем.
Школа в Кежме была центром образования и культуры. Помню – «Любовь Яровая», моя мама играла главную роль, «Без вины виноватые» по Островскому, в которой играли учителя и ученики старших классов. Я лично в 6 классе играла русалочку по Пушкину. К каждому празднику – концерт художественной самодеятельности (хор, песни, танцы, стихи). В верхнем корпусе была сцена, весь холл был полон (учителя, ученики, родители, сельчане). Здесь же проходили общешкольные линейки, митинги. Диспуты, конференции, Новый год (ставили большую ёлку).
Учителя давали интересные уроки, работали творчески, применяли передовые (по тем временам) методы обучения. Щедро делились своими знаниями. И не случайно ребята моего выпуска 1957 года почти все получили высшее и среднетехническое образование. На наших встречах одноклассников мы обязательно вспоминаем наших учителей добрым словом и с благодарностью.
Завучем школы многие годы была Косолапова Анна Фёдоровна (с 30-ти лет). Учитель учителей, педагог с большой буквы. Всегда строгая, собранная, энергичная. Учебный процесс был в надёжных руках, Сегодня, когда я сама отработала 47 лет учителем в школе, понимаю, что значит быть зав. учебной частью и могу сказать, что процесс обучения был организован на высшем уровне. Анна Фёдоровна регулярно готовила совместно с учителями – предметниками тематические конференции, диспуты по темам, слёты отличников и ударников учёбы. У меня сохранилось фото лучших учащихся школы 1952 года. Многих ребят поощряли поездками в Красноярск.
Нашему выпуску повезло, нас обучали приехавшие молодые специалисты. Немного о каждом.
Дворецкая Зинаида Аркадьевна - математик, наш классный руководитель. Мы её любили и побаивались. Чёткость, каждая минута продумана, она первая давала нам индивидуальные карточки. Многое делала для того, чтобы мы любили её предмет. И знания были хорошими, крепкими. Как классный руководитель Зинаида Аркадьевна работала с нами на строительстве Кежемской ГЭС (1953 год), на уборке урожая в Паново, на Большом острове (жили там по месяцу). Помню, в колхозе сажали кукурузу новым квадратно-гнездовым способом.
Федяева Ия Клавдиевна (сначала она была Котова, потом вышла замуж, родилась дочка) – учитель литературы. Она покорила нас в 8-м классе, читая наизусть своим красивым бархатным голосом целые отрывки из «Слова о полку Игореве». Учила владеть словом, чётко высказывать свою мысль. Ввела внеклассное чтение, проводила диспуты по произведениям советских писателей. Благодаря ей я открыла для себя Симонова, Твардовского. О войне в те годы вообще не говорили, День Победы не праздновали, ветеранов не чествовали. Было так…
Кирьянова Клавдия Михайловна – учитель истории по образованию, у нас она вела психологию и логику (был такой предмет в программе). Нам казалось, что она знает всё. Её предмет позволял нам поспорить, подискутировать, порассуждать, посидеть в библиотеке, покопаться в книгах. Она учила нас думать. А это редкий дар педагога. Она приехала из Красноярска. С ней была её младшая сестра Зина – моя подруга на всю жизнь.
Особое слово о моей любимой учительнице – Серебряковой Галине Сергеевне – учителе немецкого языка. Высокая, стройная, обаятельная, красивая, со вкусом одетая и какая-то загадочная. Недавно кончилась война, немцы – враги. Помню стишок «На черта в стране советской изучать язык немецкий». Часто мальчишки бросали портфели и сбегали с уроков. Но она сумела привить нам любовь к немецкому языку. Уже в те годы, в начале 50-х, мы на уроках прослушивали пластинки с текстами на немецком языке. Галина Сергеевна ставила нам сценки из немецкой классики - «Коварство и любовь», «Разбойники» Шиллера, читали и учили наизусть лирику Гёте и Гейне. Когда я окончила школу, мой выбор был уже решён – пединститут, иностранные языки. Отработав 3 года, она уехала из Кежмы, а добрая память о ней осталась.
«Прошли давно те годы мимо,
Метель следы их замела…
Печаль моя невыразима,
А память детская жива».
Коростелев Николай Филиппович – физик. В класс всегда входил энергичной стремительной походкой, и мы вытягивались в струнку. Любил шутить на уроках, а это всегда нравится ученикам. Помню, однажды он вызвал к доске Попову Гету. Она, мягко говоря, не дружила с физикой. Замялась, что-то начала рассказывать, запинаясь, а с первой парты ей подсказывает Панов Валентин (Семёнович). Николай Филиппович как-будто не замечает. В результате: - «Гета, молодец, садись - 4», а тебе Семёнович – 2. Дневник!». Проходящий случай, а запомнился на всю жизнь. Ещё однажды Николай Филипович заходит в класс и брызгает одеколоном от двери до стола. Мы в недоумении. Оказывается это начало объяснения темы о движении атомов в воздухе. Нехитрый педагогический приём, а убедил на всю жизнь.
Надо сказать, что и по физике, и по химии (учитель Потехина Алевтина Константиновна) достаточно часто на уроках ставили опыты. Мой одноклассник Панов Валентин (Алексеевич) после уроков в лаборантской готовил лабораторные работы.
Не могу не сказать о моей маме Кузнецовой Евдокии Николаевне (родом из Проспихино. Учась в КСШ, жила по квартирам, у знакомых, интерната ещё не было). Выпускница 1938 года.
«Тридцать восьмой: не только жертвы
Начала наши, наш исток,
В нём средней школы выпуск первый
И первый видимый итог».
Училась отлично. В Проспихино в 30-е годы ввели «десятидворки». Ученики учили односельчан читать и писать. Своего отца, моего деда Николая (он ставил крестик вместо подписи) научила читать. Потом он читал газеты.
Л.А. Кулик, первый исследователь Тунгусского метеорита, в 1938-м году возглавил аэрофотосъёмку места взрыва космического тела и прибыл 1 июня в Кежму, до середины августа жил у нашей бабушки в амбаре. Кулик проводил свой досуг вместе с молодыми учителями: нашим отцом Вороновым С.С., его другом Семёном Васильевичем Косолаповым и другими ребятами. Они рыбачили, купались и играли в футбол, волейбол, городки. Кулика пригласили на выпускной вечер КСШ. Он пригласил на танец выпускницу Дусю Кузнецову, разговорились. Кулик предложил ей поехать в Москву, поступать в институт вместе с его дочерью и жить у них. Мама побоялась ехать далеко и поступила в Иркутский мединститут, закончила 2 курса, вышла замуж, родилась я. А потом началась война…. Всю жизнь проработала учителем, преподавала математику, мой класс не вела. Кстати, в 80 с лишним лет в магазине считала сдачу в уме на удивление кассиров.
В 1988 году прислали ей приглашение на 50-летие КСШ. Ей было тогда 70 лет, еле уговорили ехать, и потом была благодарна.
«На школьной площади особо
( у нас аж слёзы на глазах)
Стояли Дуся Кузнецова
И с ней Зырянов Елизар».
Есть видеофильм об этом событии и фото выпускников 1938 года (4 человека). На одном из фото есть Коля Черных, её одноклассник, она часто вспоминала его.
Морозова Мария Васильевна – историк. Очень строгая, мы её побаивались. Дисциплина в классе была – «муха пролетит…». Очень интересно и увлекательно рассказывала, чётко проговаривала слова. Учила нас рассуждать, правильно и коротко делать выводы. Такие учителя запоминаются.
Учителя разные бывают. Однажды на практике в институте мой методист сказал: «Кто-то берёт железным характером, а кто-то личным обаянием». Запомнила.
Карнаухов Константин Сергеевич – всеобщий любимец. Любили его за искреннюю преданность работе, строгость и шутки («натру бородой!»). Мне кажется, что был он в школе с утра до вечера. Учитель – новатор, подвижник, участник войны, имел много наград (а мы и не знали). Недавно увидела в интернете его фото «при полном параде», приятно удивилась, зауважала ещё больше. Он отдавал нам всё: знания, душу, сердце, время, здоровье. Но и мы благодарны ему.
В школе проводились показательные спортивные выступления. На школьном городке была оборудована спортивная площадка: гимнастическая лестница, канат, кольца, турник, бревно, брусья, волейбольная площадка.
Играли в лапту, городки. Физкультуру в Кежме любили, у ребят не было проблемы “свободного времени “. Спорт был без преувеличения массовым. Огромная заслуга в этом учителя физкультуры К.С. Карнаухова. Сколько он времени отдавал нам, школьникам! Работали секции гимнастики, баскетбола (это в нашем-то крошечном спортзале!), проводились соревнования, показательные выступления в клубе. В начале пятидесятых в спортзале стояло пианино, и мы маршировали под музыку “Собачьего вальса“ в исполнении Константина Сергеевича одним пальцем – «живая» музыка!
Я думаю, о нём многие напишут. Есть о чём. Но мало, кто знает, что «КанСергеич» ещё и хорошо рисовал. В 1952 году, когда я училась в шестом классе, Константин Сергеевич был моим учителем рисования. Помню, заходим в класс, а на столе стоит чурка, в ней топор – композиция такая, а на доске написана тема «Топор, всаженный в полено». Я за этот рисунок получила «пятёрку». Пришла домой, хвастаю. Папа берёт красную ручку и ставит мне жирную «двойку», потому, что я не поставила запятую в причастном обороте. Константин Сергеевич подарил нашей семье картину, выполненную маслом. Это была копия с картины русского художника В. Серова «Дети, бегущие от грозы». Она висела над моей кроватью.
Талантливый человек талантлив во всём – так говорят. Огромное ему спасибо, благодарность и светлая память.
Аттестаты в 1957 году нам вручала Карнаухова Евдокия Филипповна – директор школы, учитель истории.
Эпиграф и цитаты в свою статью я взяла из сборника стихов «Село моё уйдёт на дно морское», автор – Карнаухов Алексей Фёдорович – талантливый учитель, поэт и … наш двоюродный дядя по отцу. Гордимся. Он был директором КСШ уже после отъезда нашей семьи из Кежмы.
Великая благодарность всем учителям КСШ и низкий земной поклон.
«Смеяться будет кто едва ли:
Не отрывая от земли,
Они глаза нам открывали
И к свету за руку вели».
Февраль 2017 года