Статья про поездку 2004 года.
К РОДНЫМ БЕРЕГАМ
Существуют сказания, что Кежму когда-то основали три брата, женившись на местных красавицах, а их отпрыски расселились по всему району, и что все жители Кежемского района - родственники. Слушая пение кежмарей, поражаешься слаженности их голосов. Они поют не голосом, не звуком, они поют озвученной душой. Как говорят специалисты, чтобы достичь такого единения голосов в хоре, необходимо с этим хоровым коллективом прозаниматься не один год. А у кежмарей это происходит при первой же встрече.
Тянет кежмарей на родину. Но туда не ходят поезда, не летают сейчас самолёты, не ходят теплоходы уже много-много лет. Летают туда только вертолёты раз в неделю. Не имея возможности съездить в родные места, люди объединяются в землячества для того, чтобы хоть иногда встречаться, чтобы была возможность поговорить на родном языке, поделиться своими радостями, печалями, достижениями, заботами, поплакаться в плечо - и то уже легче, или обратиться за помощью, поддержкой.
Руководитель лесосибирской диаспоры кежмарей Людмила Ильинична Лендель обратилась в городскую администрацию и различные организации Лесосибирска за помощью в поездке на родину. Была проведена огромная работа. Члены диаспоры, узнав, что поездка, возможно, состоится, сообщили родственникам. Люди приехали даже из Витебска и месяц ждали поездки в Енисейске. Собрались кежмари из Красноярска, Решот, Абакана, различных мест Енисейского района. И вот благодаря поддержке администрации и городского совета Лесосибирска, МУПОСПЖКХ, Лесосибирского МАТП мы едем к родным берегам.
Особая благодарность - депутату горсовета, генеральному директору Лесосибирского речного порта Николаю Петровичу Молочкову. Ему удалось договориться с Енисейским пароходством о выделении в аренду для нас теплохода "Заря" N 277 с прекрасной командой во главе с опытным капитаном Алексеем Васильевичем Большаковым. Кроме того, от Лесосибирского порта был командирован Юрий Анатольевич Нечесов как лоцман, хорошо знающий Ангару. Вот с такой сильной командой мы отправились на родину.
...Как только пассажиры увидели родные пейзажи, то сама собою зазвучала песня. Это единение чувствовалось на всём протяжении пути. Нас приветствовали команды встречных теплоходов и катеров, зная, что едут кежмари, рыбаки приветственно махали вслед. Наш теплоход очень быстро обслуживали на бункеровочных станциях и желали нам доброго пути.
Конечно, в том, что произошло с жителями Кежемского района, строители ГЭС не виноваты. Но нас лишили родного дома, сломали психически, морально. Это был самый настоящий геноцид против собственного народа. Иначе как можно понять и объяснить, когда тебя заставляют сжечь собственный дом, своё родовое "гнездо"? Всё это было попрано одним росчерком пера государственных чиновников, задумавших строить здесь гидростанцию, и никто не спросил у кежмарей, хотят они этого или нет. Их просто поставили "перед фактом" и "предложили" поискать себе жилища в других районах, городах. Для того чтобы уехать, ты должен был уничтожить всё, избавиться от родного крова, не оставив следа. Коль не хочешь уничтожать - продавай за бесценок, потому что цену тебе никто не даст, зная, что село идёт под затопление. Если же не избавишься от своего дома, то не получишь тот мизер, те несчастные копейки, которые государство давало взамен. Их хватало потом от силы на два-три месяца проживания в чужом краю, где тебя никто не ждал.
Нет, с автоматами, конечно, у нас над душой никто не стоял. Но людей подводили к переселению, постоянно нагнетая тему затопления. Не хочешь уезжать - доживай, сколько придётся, глядя в пустые глазницы окон соседних, изуродованных домов или кострищ вместо этих домов, куч мусора, которые никто и никогда уже не уберёт. Многие не осознавали, что же с ними происходило, какую злую шутку с ними сыграло государство. Осознание приходило гораздо позже, а тогда хотелось верить, что нас ждёт обещанное светлое будущее, всем в новых местах дадут квартиры или дома. Но вместо обещанных благ хорошо, если для огромной семьи выделялась комната в бараке, а то не было и этого, и очень многие вынуждены были начинать свою жизнь с нуля, терпя унижения. Всем хорошо известно, как относились зачастую к тем, кто проживал в бараках, - как к людям второго сорта.
Где уж тут съездить на родину, на какие средства? Не ехали ещё и потому, что некуда было ехать: уничтожены родные пороги, а глядеть на это страшно и неестественно для человека, непереносимо больно. Не хотелось бередить и раны, которые кровоточили десятилетиями, а у многих не зажили и до сих пор. Но это необходимо сделать хотя бы для того, чтобы самим стать сильнее, покаяться перед родной землёй, перед родными очагами, перед собственной душой, духом предков. Нам нужно покаяться за то, что мы не сохранили свою малую родину, данную нам нашими праотцами, за то, что мы позволили надругаться и над ней, и над собой. И может, то, что мы делаем сейчас, - это первый шаг к возвращению на круги своя?
Не случайно, наверное, всё заблагоухало к нашему приезду, нам даже удалось поплескаться в Ангаре, где вода была, как парное молоко, и ничуть не чувствовалось прохлады, хотя август перевалил на третью декаду. Мы ощущали такой колыбельный уют и заботу, такой прилив сил, которые человек испытывает в объятиях любящей матери. Даже восьмидесятилетние старушки бегали по каменному берегу, словно им только что исполнилось восемнадцать. Вот что значит родина, которая тебя любит и рада любому твоему появлению.
Мы подъезжаем к строящемуся порту Кодинск, где нас уже ждут и встречают хлебом-солью бывшие кежмарки, сотрудницы Кодинского отдела культуры, Галина Григорьевна Брюханова и Маргарита Васильевна Парфирова. Утром мы прошлись по городу, полюбовались его красотами и снова автобусы везут нас к реке. Теплоход идёт дальше, приближая нашу долгожданную встречу с родными местами. Мы все в напряжённом ожидании, кого и что же увидим, выдержим ли всё, что нам предстоит? Нет уже многих сёл, деревень, всё снесено. Но теплоход делает остановки там, где они были, если есть возможность подойти к берегу, чтобы пассажиры могли хотя бы дотронуться до родной земли, подышать родным воздухом, предаться воспоминаниям.
Вот мы уже возле Недокуры. Как же нам здесь рады! Нас приглашают в село, не хотят отпускать. Договорились, что на обратном пути мы погостим у недокурцев. Кежма нас встретила темнотой, добрались мы уже очень поздно. Переночевав у знакомых и родных, люди постарались побывать на могилах своих родственников, постоять на местах, где были их дома, пообщаться с теми, кто ещё остался в селе. Наконец, мы подъезжаем к Недокуре. Пожалуй, это единственное село, в котором остались почти все жители, построен новый посёлок в лесу, где учтены все пожелания сельчан, и люди получили значительно лучшие условия для проживания, сохранив свои обычаи и традиции. Как же всё-таки здесь умеют встречать гостей! Всё село гуляло до утра. Недокурцы помогли гостям и тем, что многих свозили на собственных лодках и катерах к родным селеньям, куда не смог подойти теплоход, за что мы им всем благодарны. Впрочем, помогали добраться до родных мест везде, где останавливались кежмари. Были и такие случаи, когда селяне брали к себе приезжих и по семь человек, а сами уходили ночевать на сеновал, а то и просто сидели где-нибудь, только бы гости отдохнули. Где ещё можно найти таких гостеприимных людей?
После такой встречи хочется верить, что всё у нас будет хорошо, и придёт былое благоденствие в Кежемский район, и всем жителям там будет хорошо, уютно и, как и раньше, светло и счастливо!
Владислава ЛЕНДЕЛЬ, бывшая кежмарка, председатель литературного объединения "Зарница" Лесосибирска.
Ссылка на статью
http://www.krasrab.com/archive/2004/11/ ... ew_article